Досудебное урегулирование спора заключается в реализации необходимых действий для защиты интересов клиента (оказания юридической помощи) до обращения в суд, путем достижения согласия между сторонами юридического конфликта.
Как правило, досудебным урегулированием спора занимается представитель заинтересованной стороны – адвокат или юрист без права занятия адвокатской деятельностью. Действие через своего представителя, оказывающего юридические услуги, избавляет лицо обратившееся за оказанием юридических услуг к юристу от необходимости участвовать в сложных, зачастую эмоциональных переговорах.
С этой целью с другой стороной проводятся консультации, переговоры, направляются претензии, жалобы, разъясняются возможные негативные последствия решения спора в случае обращения за защитой в суд.
Зачастую, решению спора в досудебном порядке способствуют именно жалобы, заявления и иные документы, подготовленные адвокатом в интересах клиента, и направленные в соответствующие организации или государственные органы. Помощь специалиста также необходима, когда с предложением о досудебном урегулировании спора к лицу обращается другая сторона. В таком случае специалист поможет оценить правомерность требований другой стороны спора, даст совет стоит ли соглашаться на предложенные ею условия, в случае необходимости подготовит альтернативное предложение другой стороне.
Процесс урегулирования спора в досудебном порядке подразумевает несколько этапов, это консультация с клиентом, сбор необходимой информации и проведение переговоров с целью досудебного урегулирования правового спора.