19 марта 2021 года Верховной Радой Украины принят закон (№ 4241) "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно защиты потребителей при урегулировании просроченной задолженности", которым не только дается определение коллекторским компаниям, но и заполняется «правовая яма» в урегулировании отношений между коллекторами и должниками по урегулированию долгов. Эти изменения ждали долго, как должники, так и юристы, защищающие их права от незаконных действий недобросовестных коллекторов.
Согласно нового закона о коллекторах, принятом в 2021 году, коллекторская компания - юридическое лицо, которое в соответствии с законом имеет право предоставлять средства в заем, включено в реестр коллекторских компаний, которая в интересах первоначального кредитора или нового кредитора (в случае замены первоначального кредитора) в соответствии с договором имеет право осуществлять урегулирование просроченной задолженности.
Совершенно очевидным фактом является отсутствие в работе коллекторов принципов честности, добропорядочности, этического поведения.
Читайте также, новый закон о коллекторах:
Коллекторы "Росвен Инвест Украина"
Статья 25 Закона предусматривает требования по взаимодействию с должниками при урегулировании просроченной задолженности (требования по этическому поведению коллекторов).
1. Взаимодействие кредитора, нового кредитора, коллекторской компании с должником, его близкими лицами, представителем, наследником, поручителем, имущественным поручителем или третьими лицами, взаимодействие с которыми предусмотрена договором о потребительском кредите и которые дали согласие на такое взаимодействие, при урегулировании просроченной задолженности может осуществляться исключительно путем:
1) непосредственного взаимодействия (телефонные и видеопереговоры, личные встречи). Проведение личных встреч возможно исключительно с 9 до 19 часов, при условии что лицо, с которым осуществляется взаимодействие, не возражает против проведения с ней встречи и предварительно дала согласие на личную встречу во время телефонного разговора или отдельную письменное согласие на это. Место и время встречи подлежат обязательному предварительному согласованию;
2) передачи текстовых, голосовых и других сообщений через средства телекоммуникации, в том числе без привлечения работника кредитора, нового кредитора или коллекторской компании, путем использования программного обеспечения или технологий;
3) направление почтовых отправлений с пометкой "Вручить лично" по месту жительства или пребывания или по месту работы физического лица.
2. При первом взаимодействии с должником, его близкими лицами, представителем, наследником, поручителем, имущественным поручителем или третьими лицами, взаимодействие с которыми предусмотрена договором о потребительском кредите и которые дали согласие на такое взаимодействие, в рамках урегулирования просроченной задолженности кредитор, новый кредитор , коллекторская компания обязаны сообщить:
1) полное наименование кредитора (в случае если взаимодействие осуществляет новый кредитор или коллекторская компания), свое полное наименование, номер телефона для осуществления связи и адрес (электронный или почтовый) для переписки;
2) фамилия, имя, отчество лица, осуществляющего взаимодействие с должником, его близкими лицами, представителем, наследником, поручителем, имущественным поручителем или третьими лицами, взаимодействие с которыми предусмотрена договором о потребительском кредите и оказавшим согласие на такое взаимодействие, или имя и индекс, с помощью которого кредитор, новый кредитор, коллекторская компания однозначно идентифицируют лицо, осуществляющее взаимодействие, или указания об использовании для взаимодействия программного обеспечения или технологии, если взаимодействие осуществляется без привлечения работника кредитора, нового кредитора или коллекторской компании;
3) правовое основание взаимодействия.
4. Первоначальный кредитор, новый кредитор, коллекторская компания обязаны осуществлять в установленном Национальным банком Украины порядка фиксирования каждого непосредственного взаимодействия с должником, его близкими лицами, представителем, наследником, поручителем, имущественным поручителем или третьими лицами, взаимодействие с которыми предусмотрена договором о потребительском кредите и которые дали согласие на такое взаимодействие, с помощью видео- и / или звукозаписывающего технического средства с целью защиты правового интереса участников урегулирования просроченной задолженности.
Кредитор, новый кредитор, коллекторская компания обязаны предупредить должника, его близких лиц, представителя наследника, поручителя, имущественного поручителя или третьих лиц, взаимодействие с которыми предусмотрена договором о потребительском кредите и которые дали согласие на такое взаимодействие, о таком фиксировании.
Кредитор, новый кредитор, коллекторская компания обязаны хранить все носители информации, на которых зафиксировано взаимодействие с должником, его близкими лицами, представителем, наследником, поручителем, имущественным поручителем или третьими лицами, взаимодействие с которыми предусмотрена договором о потребительском кредите и которые дали согласие на такое взаимодействие, (в том числе с помощью технических средств), в течение трех лет после такого взаимодействия.
Кредитор, новый кредитор, коллекторская компания могут осуществлять обработку исключительно персональных данных должника, его близких лиц, представителя наследника, поручителя, имущественного поручителя или третьих лиц, взаимодействие с которыми предусмотрена договором о потребительском кредите и которые дали согласие на такое взаимодействие, обязанность по обработке которых возложена на них законом, а также персональных данных, содержащихся в материалах и данных, собранных в процессе взаимодействия при урегулировании просроченной задолженности.