адвокат Днепропетровск

Самые новые шаблоны Joomla на нашем сайте.
Красивые Шаблоны Joomla 2.5

Адвокат в Днепре (Днепропетровске), т. (096) 781-88-64  г. Днепр, пр. Пушкина 29/10
(здание Кировского райсуда). 
Профессиональная помощь доступна каждому!
Вводная консультация бесплатна! 

Игровые шаблоны DLE
Самая быстрая Диета


НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАССМОТРЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ СПОРОВ В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПОРЯДКЕ

На сегодняшний день, в свете проведения земельной реформы существует проблема несовершенства законодательного регулирования земельных споров со стороны административных судов. Вследствие чего, наблюдается тенденция несвоевременного и длительного процесса защиты нарушенного права, что и обуславливает актуальность исследования выбранной темы. Решение земельных споров в судах является частью земельных правоотношений, при этом, регулирующихся Кодексом административного судопроизводства Украины.

Первым вопросом, с которым сталкивается субъект, обращающийся в суд с иском о защите прав на земельные участки – определение подсудности конкретного дела. В судебной практике существует множество примеров ошибочного определения подсудности, и как результат, более длительное рассмотрение земельных споров.
Достаточно распространенной является ситуация, когда в открытии судебного производства отказывают по причине предварительного нерассмотрения конкретного дела органом местного самоуправления, хотя в ст. 124 Основного закона, указывается, что юрисдикция судов распространяется на все правоотношения, возникающие в нашем государстве.спор о земле

В соответствии с Решением Высшего Административного Суда Украины позиция административных судов сводилась к тому, что, поскольку, местные советы, в этом случае целиком попадают под определение «субъекта властных полномочий», то и споры относительно оспаривания их решений являются публично-правовыми, а значит, подлежат рассмотрению в административных судах.
Вместе с тем, противоположная позиция изложена в постановлении Пленума Высшего хозяйственного суда Украины «О некоторых вопросах практики рассмотрения дел, в спорах, которые возникают из земельных отношений», согласно с которым, органы местного самоуправления, принимая рещения по земельным вопросам, исключительно реализуют права соответствующих территориальных громад как собственников земельных участков, которые в свою очередь в соответствии со ст.12 Земельного кодекса Украины имеют равные права с юридическими и физическими лицами, с которыми они вступают в правоотношения по поводу владения, пользования или распоряжения земельным участком, в этом случае нет публично – правовых отношений, а следовательно, подобные споры должны рассматриваться хозяйственными или общими судами в зависимости от субъектного состава сторон спора.

Аналогичная позиция изложена в постановлении Верховного Суда Украины от 9 апреля 2012 года, но поскольку заключения суда являются обязательными только по поводу применения той или иной нормы материального права, вряд ли это судебное решение поставит точку в определении подсудности подобных споров (Ю. Демянчук. – «Слово національної школи суддів України» №2 (3). – 2013. – 139 – 146 с.) Необходимость разграничения полномочий между судами по поводу рассмотрений исходит из положений самого КАС Украины (ст. 2, ст.17), которые предусматривают компетенцию общих и специализированных судов.
Так, согласно п.1 ч.1 ст.17 КАС Украины, компетенция административных судов распространяется на спор физических или юридических лиц с субъектом властных полномочий по поводу оспаривания его решений, действий или бездействий. При этом, субъектом властных полномочий является орган государственной власти, орган местного самоуправления, их должностное или служебное лицо, другой субъект, осуществляющий властные управленческие функции на основе законодательства, в т.ч. исполнение делегированных полномочий (п.7 ч.1 ст. 3 КАС Украины), а делом административной юрисдикции – переданы на решение административного суда публично-правовой спор, в котором хотя бы одно из сторон является орган исполнительной власти, местного самоуправления (п.1 ч.1 ст.3 КАС Украины). Таким образом, земельные споры, стороной которых является субъект властных полномочий рассматриваются административным судом.

Подводя итог всему вышеизложенному, можно обратить внимание на существующие коллизии судебного рассмотрения земельных споров, в частности, определения подсудности конкретных дел. Ввиду противоречия законодательства необходимо четко разграничить компетенцию административных и хозяйственных судов именно в данной области, т.е. более четко регламентировать сферу функционирования каждого из судов, что в свою очередь, упростит процесс рассмотрения дела и сократит сроки временные затраты на каждое дело. В данном случае это будет способствовать более эффективному разрешению земельных споров.

Ясинская Д.В.

Адвокатское объединение «АЛЬФА»

Профессиональная юридическая помощь доступна каждому!

(096) 781-88-64 г. Днепр, пр. Пушкина 29/10 (здание Кировского райсуда г. Днепр).

адвокат днепр

BROWN BLUE ORANGE